Новогодний «подарочек»: закон о «зелёной» микрогенерации
В самом конце 2019 года в качестве новогоднего подарка Президент В.В. Путин подписал Федеральный закон № 471-ФЗ от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации».
О чём новый законПредупреждение: документ содержит неоднозначные формулировкиПрежде всего, вызывает неподдельное восхищение высокий бюрократический стиль, с помощью которого в рассматриваемом документе излагаются самые простые вещи. Полюбуйтесь сами на этот шедевр законотворчества в сфере энергетики:
объект микрогенерации - объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт, функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае, если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощности энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 15 киловатт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.Закрадывается вполне обоснованное подозрение, что «гиганты мысли» из Минэнерго и профильного комитета Госдумы сами толком не поняли, что написали. Большинству вменяемых людей этого объёма вполне достаточно для выражения довольно сложных идей. Поэтому вполне очевидно, что для большей ясности авторам закона следовало разбить определение «объект микрогенерации» на несколько пунктов.
Результатом неспособности отечественных «законотворцев» чётко выражать свои мысли на русском языке стало то, что их требования к «объекту микрогенерации» сформулированы недостаточно понятно и допускают возможность неоднозначных трактовок.
Например, из приведённого выше определения следует, что при подключении «объекта микрогенерации» к внешней сети не должно использоваться «электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома».
Данное требование можно понимать таким образом, что «объект микрогенерации» должен подключаться к внешней сети только через электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания всего одного помещения в здании. Причём в любом здании, а не только в многоквартирном доме. Отсюда следует, что «объект микрогенерации» может быть подключен к внешней сети только в двух случаях:
1. через электрическое оборудования всего здания, но только если в этом здании имеется всего лишь одно помещение;
2. через индивидуальное электрическое оборудование отдельного помещения, если это оборудование не связанно с электрическим оборудованием других помещений в этом же здании.
Рассмотрим на конкретном примере применение данного требования. Допустим, в коттеджном посёлке построено двухэтажное здание с подвалом. Подвал, первый и второй этажи – это совершенно точно три абсолютно разных помещения. Обычно все помещения в таком здании подключены к внешней электрической сети через один электрощит (вводно-распределительное устройство, ВРУ). В соответствии с приведённой выше нормой закона получается так, что установленная на крыше здания и подключённая к общему ВРУ солнечная электростанция не может быть признана «объектом микрогенерации». Просто потому, что данное ВРУ предназначено «для обслуживания более одного помещения в здании».
В общем, всё как обычно. При подготовке рассматриваемого закона № 471-ФЗ от 27 декабря 2019 г. «специалисты» из Минэнерго и депутаты Госдумы «накосячили» в самых простых вещах, создав проблемы буквально на пустом месте. Впрочем, от этих деятелей ничего другого никто уже и не ожидает. Просто потому, что «от осинки не родятся апельсинки».
Содержание основных положений закона
Попытаемся перевести содержание данного документа с бюрократического языка на общедоступный русский. С небольшими комментариями, конечно же.
1. Виды объектовС целью выдачи электроэнергии в сеть разрешается подключать к электрическим сетям «объекты микрогенерации», то есть электростанции мощностью до 15 кВт. Здесь имеются в виду электростанции, обеспечивающие электроэнергией :
• индивидуальные жилые дома в сельской местности и в границах городов, а так же садовые дома, дачи и коттеджи;
• небольшие производственные и торговые объекты, например фермы, автомастерские или продуктовые магазинчики.
2. Собственники электростанцийВ законе нет ограничений в отношении собственников электростанций, являющихся «объектами микрогенерации». Это могут быть как физические, так и юридические лица.
3. Виды электростанцийВ законе нет ограничений по видам электростанций, относящихся к «объектам микрогенерации». И хотя изначально закон был подготовлен под «зелёную» энергетику и возобновляемые источники электроэнергии (прежде всего, солнечные и ветровые), совершенно не возбраняется в рамках данного закона подключать к внешним сетям любые другие виды небольших электростанций, например, газовые или дизельные. И даже атомные :-)
Причём наиболее интересным представляется именно вариант с небольшими газопоршневыми установками или микротурбинами. Даже с учётом ограничения по мощности в 15 кВт на выдачу электроэнергии в сеть, сама по себе возможность параллельной работы с внешней сетью позволяет решить ряд технических проблем при эксплуатации ГПУ. Хотя нельзя исключить, что в дальнейшем с помощью подзаконных актов действие рассматриваемого закона всё же ограничат только солнечной и ветряной микрогенерацией.
Что же касается дизельных и атомных :-) электростанций, то в их отношении нормы данного закона вряд ли будет востребованы.
4. Необходимое условиеНеобходимым условием для признания электростанции «объектом микрогенерации» является потребление вырабатываемой электроэнергии на собственные бытовые и / или производственные нужды. То есть, у вас не получится поставить на своём садовом участке ветряную электростанцию исключительно с целью продажи во внешнюю сеть всего вырабатываемого объема электроэнергии. Обязательно что-то надо потреблять и самому.
С другой стороны, в № 471-ФЗ нет ограничений, касающихся пропорций выработки электроэнергии на собственные нужды и для выдачи в сеть. Поэтому спокойно можно вырабатывать 0,3 кВт для себя и 15 кВт – на продажу.
5. Покупатели электроэнергии и ценыВыдавать во внешнюю сеть электроэнергию, вырабатываемую вашим «объектом микрогенерации», целесообразно только в том случае, если у вас эту электроэнергию кто-то покупает. В качестве таких покупателей могут выступать следующие субъекты розничного рынка электроэнергии:
а) Потребители электрической энергии.Владелец объекта микрогенерации может заключить прямой договор на продажу своей электроэнергии по свободной (договорной цене) с любым потребителем. Но при этом надо чётко понимать, что покупать эту электроэнергию могут только юридические лица. Дело в том, что с населением и приравненными к нему категориями потребителей должен работать местный гарантирующий поставщик. Например, в Краснодарском крае это МУП «Майкопские городские электрические сети» муниципального образования «Город Майкоп»,
ПАО "ТНС энерго Кубань", Акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края", Акционерное общество "Оборонэнергосбыт". Причём все тарифы для населения регулируются государством.
Таким образом, вы не имеете права продавать своим деревенским соседям электроэнергию, выработанную вашей солнечной электростанцией, если для передачи этой электроэнергии вам придётся подключаться к внешней сети.
Однако при этом никто не мешает вам напрямую кинуть кабель на соседний участок, но это уже тема для отдельного разговора. Там возникнет много своих сложностей.
Кроме того необходимо учитывать, что для покупки у вас электроэнергии через внешние сети потребитель обязан заключить ещё и с электросетевой компанией договор на передачу по сетям приобретённой им электроэнергии. Соответственно, такой потребитель будет оплачивать ещё и «сетевой» тариф. Причём, скорее всего, этот тариф будет самым высоким – по низкому напряжению.
В результате для конечного покупателя ваша электроэнергия если и будет дешевле, чем у гарантирующего поставщика, то совершенно ненамного. Поэтому следует ожидать, что обычным юр. лицам, занимающимся производством или торговлей, будет совершенно неинтересно заморачиваться с покупкой электроэнергии напрямую у «зелёной» микрогенерации.
б) Поставщики электрической энергии (обычные энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики).Поставщики электроэнергии покупают её исключительно в целях перепродажи.
Обычные (не привязанные к территории) энергосбытовые компании вправе покупать и продавать электроэнергию по свободным ценам. Однако очень сомнительно, что им захочется возиться с такой «мелочёвкой», как микрогенерация, поскольку транзакционные издержки в этом случае будут слишком большими. Для того, чтобы набрать 1 МВт мощности, «сбытовикам» придётся заключить не менее 67 договоров с «микрогенераторами». Совершенно очевидно, что никакая обычная энергосбытовая компания такой ерундой заниматься не будет.
Другое дело гарантирующие поставщики. Для того, чтобы решить вопрос со сбытом «зелёного» электричества, в рассматриваемом законе предусмотрено, что весь объём электроэнергии, вырабатываемой объектами микрогенерации на подконтрольной территории, обязан выкупать соответствующий гарантирующий поставщик. Однако покупать эту электроэнергию он может только по ценам оптового рынка. По нынешним временам это очень дёшево – не дороже 2,5 руб./кВт*ч с НДС (с учётом мощности). Кроме того, механизм ценообразования в свежеиспечённом законе № 471-ФЗ не определён от слова «вообще». С этой целью должен появиться подзаконный акт, который выпустит Правительство РФ.
в) Электросетевые компанииСетевые организации могут приобретать электроэнергию на розничном рынке для компенсации потерь в своих сетях. Конечно, очень сомнительно, что с этой целью все «сетевики» ринутся покупать электроэнергию у микрогенерации. Такое чудо станет возможным только в том случае, если электросетевые компании заставят покупать электроэнергию у «объектов микрогенерации» с помощью какого-либо подзаконного акта.
6. Взаимозачёт законом не предусмотренНеобходимо отметить, что в рассматриваемом законе отсутствует какое либо упоминание о возможном «взаимозачёте» по электроэнергии, принятой из сети и отданной в сеть владельцем микрогенерации. Это так называемая «схема двунаправленного счетчика». Если бы такой «взаимозачёт» был прописан в законе, то потребитель электроэнергии, имеющий свою электростанцию, ежемесячно оплачивал бы гарантирующему поставщику только разницу в объёме принятой и отданной электроэнергии.
Но поскольку данная опция законом не предусмотрена, то, по всей видимости, потребитель будет оплачивать гарантирующему поставщику весь объём полученной из сети электроэнергии по действующим тарифам (для юрлиц это может быть до 5,5 – 6,0 руб./кВт*ч без НДС по низкому напряжению). А вот получать от гарантирующего поставщика оплату за отданную в сеть электроэнергию владелец «объекта микрогенерации» будет по цене оптового рынка. То есть не дороже, чем по 2,5 руб./кВт*ч без НДС. Для гарантирующего поставщика такой расклад, безусловно, очень интересен. А для собственников электростанций - не очень.
Однако не исключено, что указанный «взаимозачёт» всё же может быть в дальнейшем предусмотрен в соответствующем подзаконном акте Правительства РФ, который должен определить порядок взаимодействия между «объектами микрогенерации» и гарантирующими поставщиками.
7. Налоговый режимВ законе отдельно оговаривается, что для физических лиц продажа излишков электроэнергии, выработанной «объектом микрогенерации», не является предпринимательской деятельностью. То есть, регистрировать ИП не придётся.
Кроме того, Д.А. Медведев как-то обмолвился о том, что доходы физлиц от продажи «зелёной электроэнергии» выведут из-под НДФЛ на период до 2029 года. В рассматриваемом законе об этом нет ни слова. Но это как раз объяснимо, поскольку все вопросы, касающиеся налогов, регулируются Налоговым кодексом РФ.
Всем вышесказанным, в общем-то, содержание нового закона о «зелёной» микрогенерации № 471-ФЗ исчерпывается.